myself

vali


TOMORROW IS TODAY...

развлекаться НЕ значит отвлекаться


Previous Entry Share Next Entry
"Новые формы космополитических общностей судеб"
myself
vali
Beck
Сегодня в главном корпусе Университета посетила это мероприятие, где имела возможность послушать доклад замечательного социолога из Мюнхена Ульриха Бека, а также взять у него автограф и даже два раза сфотаться. Представляю вашему вниманию тезисный вариант моего конспекта (понимания доклада) на русском языке.

Глобальное общество риска - новые формы космополитических общностей судеб
Weltrisikogesellschaft - neue Formen kosmopolitischer Schicksalgemeinschaften

- Роль сакратовской иронии. Мы знаем, что мы ничего не знаем, поэтому мы не можем помыслить опасности. Мы ничего не можем знать о будущем будущего 
- Мы ведем разговор с будущим; значение масс-медиа, которые активизируют и мобилизируют общество в отношении новых рисков
- Различам риски и катастрофы! Риски - это возможности будущих событий, антиципации/предвосхищения и самоосуществляемые пророчества, содержащие в себе потециально изменяемый образ будущего (это оптимистический момент)
- Глобальные риски - это как раз такие новые антиципированные риски, которые некалькулируемы и некомпенсируемы
- Здесь встает проблема НЕЗНАНИЯ. Уже даже предпринята попытка рефлексировать в терминах социологии незнания (здесь возникает напряжение с социологией знания :-) ) 
- Существует множество реальностей, которые мы не знаем
- При этом глобальные риски открывают некий общий горизонт, посколько все в равной степени под угрозой. Это состояние можно охарактеризовать как "космополитическую диалектику"
- Мы различаем мир и взгляд на мир, которые характеризуется принципиальной незавершенностью, множественностью, безграничностью
- "Нормативный космополитизм" - глобальные риски конфронтируют с кажущимися другими глобальными рисками
- Риски - это знание о последствиях, поэтому можно говорить о просветительской функции рисков, о возникновении новых институтов (здесь была упомянута ПРОФИЛАКТИКА!), а также о позитивной интеграции, возникающий на основе множественных конфликтов. Это так называемый "ПАРАДОКС ИНТЕГРАЦИИ"
- Благодаря рискам выводятся решения на основании различных логик концептов рисков
- Имеет место быть радикальная ассиметрия глобальных рисков
- Единство дифференциации и чуждости
- В вопросах политики в отношении изменения климата большую роль играют конструкции власть имеющих и разделяющих общие интересы общностей, объединенных на основании риска
- Вместо понятия глобальное общество риска мы можем задать вопрос "Кант или катастрофа" (многоие политики ведут себя так, как будто они читали Канта :-))
 
Дополнения Ульриха Бека из ответов на вопросы публики:

Вопрос: Где сосредоточены конфликты в большей степени: при вероятности или при последствиях?
Бек: социальные науки предлагают иное понимание рисков, в отличие от экономических наук. Мы задаемся вопросом о границах реальности. "Расчеты" ведут к соответствующим действиям, которые воспринимаются как "нормальные", что в свою очередь также может привести к катастрофам. При восприятии риска как риска играют роль политические факторы. Перспектива социальных наук отходит от философской перспективы. В центре нашего внимания реальность повседневности. Нас интересует то, что стоит за глобальными опасностями. "ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ КОСМОПОЛИТИЗАЦИЯ" - это как турбулентность. Происходит глобализация чуждости (Globalisierung der Fremdheit), культурное измерение оценок вероятностей рисков и катастроф.

Вопрос о коллективном обучении
Бек: Риски принуждают нас к инновациям, в рисках заключен элемент удивления (как приятного, так и неприятного :-))

Вопрос о индивидуализации
Бек: Три главных тезиса - это три взаимосвязанных процесса:
1.Индивидуализация
2.Радикализация модерна
3.Космополитизация
В индивидуализации заключен новый элемент обобществления. Например, ошибочно полагать, что молодежь тотально эгоистична. Это не так. Существует новая ситуационная социальная ангажированность в иных формах, отличающихся от прежних контекстов общностей, типа партий или религиозных общин. Налицо новая индивидуализированная социальная мораль и другие формы общностей/Gemeinschaften!
Мы должны попрощаться с уверенностью. Мы принуждены жить с рисками в культуре неуверенности. 
НЕТ экспертов по рискам, т.к. РИСКИ ОТКРЫТЫ!!!

Вопрос: Что Вы можете сказать о мышлении в категориях риска в истории, например ветхозаветный Ноев ковчег? 
Бек: "Страховка" - это современный феномен, предполагающий разделение ответственности как политический процесс в том числе. Это связано с "политикой страха", боязнью чужого. Риски - это феномен модерна и в некотором смысле связаны с атеизмом, поскольку Божья Воля не делается больше ответственной за все... 


 

Tags:

  • 1
Валя, кто бы мог подумать в наши ТГУшные годы, что совсем скоро ты будешь вот так вот болтать с Ульрихом Беком :) Тогда-то он был для тебя как поп-звезда для подростков :))

Ну он и остаётся звездой! Кстати, зал был забит полностью, на входах-выходах стояли секьюрити (наверное, опасались антиглобалистов...). Кто бы мог подумать, что через 10 лет после издания "Общества риска" на русском я смогу слышать и понимать автора на немецком! Тогда-то и в переводе было не просто понять... Я очень волновалась, когда подошла к нему с просьбой об автографе, успела представиться и сказать, что из Сибири :-). Ему сейчас 66 лет, из немецкой вики-статьи я вычитала, что он с 2009 уже прекратил читать лекции (на пенсии, по-видимому). Его жена - социолог семьи, у них даже совместная книжка есть (что-то про "нормальный хаос любви") :-)

Валя, событие же! Я перепостила для студентов наших :)

Спасибо, Маша! А куда это ты перепостила (если не секрет)? :-)На каком сервере ваш новый блог?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account