?

Log in

No account? Create an account
myself

vali


TOMORROW IS TODAY...

doing my research as free time and pleasure


Previous Entry Share Next Entry
"Новые формы космополитических общностей судеб"
myself
vali
Beck
Сегодня в главном корпусе Университета посетила это мероприятие, где имела возможность послушать доклад замечательного социолога из Мюнхена Ульриха Бека, а также взять у него автограф и даже два раза сфотаться. Представляю вашему вниманию тезисный вариант моего конспекта (понимания доклада) на русском языке.

Глобальное общество риска - новые формы космополитических общностей судеб
Weltrisikogesellschaft - neue Formen kosmopolitischer Schicksalgemeinschaften

- Роль сакратовской иронии. Мы знаем, что мы ничего не знаем, поэтому мы не можем помыслить опасности. Мы ничего не можем знать о будущем будущего 
- Мы ведем разговор с будущим; значение масс-медиа, которые активизируют и мобилизируют общество в отношении новых рисков
- Различам риски и катастрофы! Риски - это возможности будущих событий, антиципации/предвосхищения и самоосуществляемые пророчества, содержащие в себе потециально изменяемый образ будущего (это оптимистический момент)
- Глобальные риски - это как раз такие новые антиципированные риски, которые некалькулируемы и некомпенсируемы
- Здесь встает проблема НЕЗНАНИЯ. Уже даже предпринята попытка рефлексировать в терминах социологии незнания (здесь возникает напряжение с социологией знания :-) ) 
- Существует множество реальностей, которые мы не знаем
- При этом глобальные риски открывают некий общий горизонт, посколько все в равной степени под угрозой. Это состояние можно охарактеризовать как "космополитическую диалектику"
- Мы различаем мир и взгляд на мир, которые характеризуется принципиальной незавершенностью, множественностью, безграничностью
- "Нормативный космополитизм" - глобальные риски конфронтируют с кажущимися другими глобальными рисками
- Риски - это знание о последствиях, поэтому можно говорить о просветительской функции рисков, о возникновении новых институтов (здесь была упомянута ПРОФИЛАКТИКА!), а также о позитивной интеграции, возникающий на основе множественных конфликтов. Это так называемый "ПАРАДОКС ИНТЕГРАЦИИ"
- Благодаря рискам выводятся решения на основании различных логик концептов рисков
- Имеет место быть радикальная ассиметрия глобальных рисков
- Единство дифференциации и чуждости
- В вопросах политики в отношении изменения климата большую роль играют конструкции власть имеющих и разделяющих общие интересы общностей, объединенных на основании риска
- Вместо понятия глобальное общество риска мы можем задать вопрос "Кант или катастрофа" (многоие политики ведут себя так, как будто они читали Канта :-))
 
Дополнения Ульриха Бека из ответов на вопросы публики:

Вопрос: Где сосредоточены конфликты в большей степени: при вероятности или при последствиях?
Бек: социальные науки предлагают иное понимание рисков, в отличие от экономических наук. Мы задаемся вопросом о границах реальности. "Расчеты" ведут к соответствующим действиям, которые воспринимаются как "нормальные", что в свою очередь также может привести к катастрофам. При восприятии риска как риска играют роль политические факторы. Перспектива социальных наук отходит от философской перспективы. В центре нашего внимания реальность повседневности. Нас интересует то, что стоит за глобальными опасностями. "ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ КОСМОПОЛИТИЗАЦИЯ" - это как турбулентность. Происходит глобализация чуждости (Globalisierung der Fremdheit), культурное измерение оценок вероятностей рисков и катастроф.

Вопрос о коллективном обучении
Бек: Риски принуждают нас к инновациям, в рисках заключен элемент удивления (как приятного, так и неприятного :-))

Вопрос о индивидуализации
Бек: Три главных тезиса - это три взаимосвязанных процесса:
1.Индивидуализация
2.Радикализация модерна
3.Космополитизация
В индивидуализации заключен новый элемент обобществления. Например, ошибочно полагать, что молодежь тотально эгоистична. Это не так. Существует новая ситуационная социальная ангажированность в иных формах, отличающихся от прежних контекстов общностей, типа партий или религиозных общин. Налицо новая индивидуализированная социальная мораль и другие формы общностей/Gemeinschaften!
Мы должны попрощаться с уверенностью. Мы принуждены жить с рисками в культуре неуверенности. 
НЕТ экспертов по рискам, т.к. РИСКИ ОТКРЫТЫ!!!

Вопрос: Что Вы можете сказать о мышлении в категориях риска в истории, например ветхозаветный Ноев ковчег? 
Бек: "Страховка" - это современный феномен, предполагающий разделение ответственности как политический процесс в том числе. Это связано с "политикой страха", боязнью чужого. Риски - это феномен модерна и в некотором смысле связаны с атеизмом, поскольку Божья Воля не делается больше ответственной за все... 


 

Tags:

  • 1
Валя, кто бы мог подумать в наши ТГУшные годы, что совсем скоро ты будешь вот так вот болтать с Ульрихом Беком :) Тогда-то он был для тебя как поп-звезда для подростков :))

Ну он и остаётся звездой! Кстати, зал был забит полностью, на входах-выходах стояли секьюрити (наверное, опасались антиглобалистов...). Кто бы мог подумать, что через 10 лет после издания "Общества риска" на русском я смогу слышать и понимать автора на немецком! Тогда-то и в переводе было не просто понять... Я очень волновалась, когда подошла к нему с просьбой об автографе, успела представиться и сказать, что из Сибири :-). Ему сейчас 66 лет, из немецкой вики-статьи я вычитала, что он с 2009 уже прекратил читать лекции (на пенсии, по-видимому). Его жена - социолог семьи, у них даже совместная книжка есть (что-то про "нормальный хаос любви") :-)

Валя, событие же! Я перепостила для студентов наших :)

Спасибо, Маша! А куда это ты перепостила (если не секрет)? :-)На каком сервере ваш новый блог?

  • 1